История нашего прихода

I. Начала

С тех самих времен, как бескрайние украинские степи Приднепровья стали принадлежать Российской Империи, началось расширение колониальных владений. Одновременно с географическим расширением империи, шло обустройство новых территорий. В середине XVIII века князь Потемкин получил из Петербурга «высочайший рескрипт» о строительстве нового города на правом берегу Днепра, у впадения полноводной реки Самары. Город этот планировался как «четвертая столица» империи – он должен был стать административным, экономическим и промышленным центром юга Украины, называемым тогда Новороссийским краем, - простирающегося от Азовского моря с юга, до слобожанских лесов на север и от Дона с востока до киевских земель на западе. Закипела жизнь в этих местах, доселе заселенных украинским, татарским и еврейским населением. Благодаря действиям властей, приглашавших сюда, на пустые часто места, специалистов со всей Европы и Азии, стали появляться доселе невиданные народы: и калмыки-буддисты, и голландцы-лютеране, поляки и немцы – католики. Со строительством города возносились к небу строящиеся храмы. Чего только в Новороссийске (первое название Екатеринослава-Днепропетровска) не строилось! Православные церкви и караимская кенаса, мусульманская мечеть и иудейская синагога, лютеранская кирха и армянская церковь. К началу XIX века Екатеринослав стали обживать поляки. Оно и понятно: часть разделенного польского государства силой было включено в состав Российской империи. Много квалифицированных специалистов – инженеров, техников и рабочих разных специальностей – строителей, железнодорожников, металлургов, а так же образованных гуманитариев – преподавателей, врачей – ехали работать из расколотой империями Польши на Украину. Во второй половине позапрошлого века в среде переселенцев – поляков, немцев, бельгийцев, французов, созрело решение всем миром строить католический храм. По проекту губернского инженера А.В. Бродницкого с участием петербургского архитектора П.П. Меркулова, он и был выстроен на Екатерининском проспекте в 1877 году на собранные местными католиками средства. Стройное здание, построенное в неоготическом стиле, стало украшением молодого губернского центра на Днепре. Приход св. Иосифа в Екатеринославе стал одной из крупнейших католических общин на территории центральной Украины: на 1913 год число прихожан доходило почти до восьми тысяч человек Нам удалось восстановить имена священников-деканов, возглавлявших c 1886 года Екатеринославский деканат Римско-католической Церкви. Вот они:

1886-1892 г.г. – о. Иаков Зеелингер (Jakob Seelinger)
1896-1897 г.г. – о. Валентин Хартман (Valentin Hartmann)
1898-1902 г.г. – о. Рудольф Райхерт (Rudolf Reichert)
1902- о. Иоанн Шамне (Johannes Schamne)
1902-1903 – о. Георг Рисслинг (Georg Riessling)
1903-1910 - о. Валентин Хартман (Valentin Hartmann)
1910 – 1920 – о. Рафаил Шефер (Rafael Schafer)
1023? – 1930? – о. Михаил Вольф (Michael Wolf)

Согласно церковно-административному делению тех времен, приход - центр Екатеринославского деканата, входил в Тираспольский диоцез (епархию). В сентябре 1905 года храм одновременно с Каменским (ныне г. Днепродзержинск) костелом св. Николая и ямбургской католической церковью Успения Пресвятой Девы Марии (ныне с. Днепровое Днепропетровского района), был торжественно освящен Саратовско-Кишиневским епископом-ординарием Е.П. Иосифом Алоизом Кесслером По воспоминаниям современников, в храме был установлен великолепный орган, во время воскресных и праздничных Месс пел прекрасный хор. Остались известны имена духовенства, составлявшие в начале ХХ века церковный клир: настоятелем храма св. Иосифа и Екатеринославским деканом был священник о. Рафаил Шеффер, а его викарием – о. Николай Щурек. Через пять лет после освящения храма, он претерпел незначительную перестройку. Руководил ею известный архитектор польского происхождения, работавший в Приднепровье Марьян Хорманский.

II. Годы октябрьского переворота и довоенный период

Большевики, пришедшие к власти в 1917-1918 годах в результате октябрьского переворота и последующего свержения правительства Украины, немедленно начали гонения на веру. Преследования не обошли и Екатеринославских католиков. В конце 20-х годов (со слов старейшего прихожанина Владимира Рульковского (*1918 г.) - примерно в 1928 году) римско-католический храм св. Иосифа был закрыт, а в стенах костела поселились новые «владельцы». Со слов Казимиры Колодейченко, ими здесь была открыта стекольная мастерская. Католики же, оставшиеся верными своей Церкви, были репрессированы: часть была выслана в «места не столь отдаленные» - мордовские и сибирские концлагеря, а актив прихода вместе с настоятелем о. Сквирецким и священником о. Яковом Розенбахом, настоятелем ямбургского прихода, служившем так же еще и в Каменском (ныне г. Днепродзержинск), расстреляны.
В предвоенные годы советская власть все более вносила свои жестокие коррективы в религиозную жизнь общества. Зверские преследования первых годов советской власти, основанные на словах Ленина, что «нашим главным врагом есть и будет дурман религии - опиума для народа», а так же «чем больше мы расстреляем этой публики, тем больше пользы социалистической революции», прекратились. Власть постепенно мимикрировала, придавая планомерному насильственному богоборчеству законный вид. Под руководством НКВД организовывались суды, следственные процедуры, которые заканчивались фатальными приговорами. Духовенство и миряне, не предавшие свои идеалы, по сфальсифицированным доносам обвинялись в «буржуазной, антисоветской и контрреволюционной деятельности», либо в шпионаже «в пользу капиталистических стран» и репрессировались. Формы репрессий были самые разные по жестокости – от ссылки на «трудовые поселения» в Сибирь, Казахстан, Дальний Восток, до немедленных расстрелов.
А тем временем богоборческая власть Советов уничтожала и предметы, вещи, относящиеся к Церкви и культу. Даже произведения искусства, «идеологически чуждые пролетариату», безжалостно уничтожались, или, в лучшем случае, глубоко упрятывались в музейные и архивные хранилища. То же самое происходило и с иконами днепропетровского католического храма: они уничтожались или прятались, стенные росписи закрашивались и сбивались. Загадочным образом исчезла из ризницы храма вся литургическая утварь и облачения. Лишь часть ее попала в исторический музей, из которого, по словам сотрудников музея им. Яворницкого, он пропали таким же загадочным образом в еще довоенное время, что позволяет думать о происходивших злоупотреблениях в различных органах власти. Начались репрессии в среде мирян, отказавшихся отречься от Католической Церкви. История донесла до нас некоторые имена прихожан, репрессированных большевиками. Вот имена некоторых из них:
Мартин Жулкевски – расстрелян в 1937 году;
Пётр Щетко – сослан, как и все ниже перечисленные:
Николай Ксёнжек
Климентий Соя
Клавдий Петкевич
Михаил Петкевич
Ян Мосальский
Франц Станкевич
Агата Биглер
Екатерина Биглер
и многие, многие, многие другие, убитые и сосланные в советские концентрационные лагеря. Нынешнее поколение католиков Днепропетровска не забывает об этих жертвах, молитвами которых в городе в далеком тогда 1991 году был вновь возрожден католический приход.

III. Период Второй Мировой войны

Тяжки были годы нацистской оккупации Днепропетровска. Но католики, оставшиеся в городе после довоенного разгрома общины советской властью, получили возможность опять собираться в своем родном храме. В 1942 году в городе располагались части Итальянского оккупационного легиона. Храм был открыт для итальянцев-легионеров, а так же для всех католиков города. В нем служил военный капеллан итальянского гарнизона отец Пьетро Леони, иезуит восточного обряда. Его стараниями, по воспоминаниям Казимиры Колодейченко, певшей в то время в хоре костела, был отремонтирован испорченный орган и возрожден приходской хор. Отец Пьетро же добился от начальника немецкой оккупационной администрации города, чтобы хористы получили документ, позволяющий беспрепятственно жить в городе, не боясь отправки на насильственные работы в Германию, и даже «выбил» для них дополнительный продуктовый паёк.

IV. Послевоенное время

После войны, некоторое время «по инерции» храм был открыт, но священника в нем не было. Верующие преодолевая страх иногда собирались в нем для общей молитвы. Согласно документам 22 июля 1945 года под председательством днепропетровского католика П.И. Эйхбаума были проведены выборы правления общины. На январь 1947 года в Днепропетровске была зарегистрирована община римо-католиков, что подтверждает «Список религиозных общин», составленный властями. В 1947 году власти начали настаивать на том, чтобы община (исходя из свидетельств Казимиры Колодейченко, она насчитывала едва ли более 20-30 человек – преимущественно инвалидов и пенсионеров) взяла на свой баланс поврежденное за годы войны здание храма и обязалось сделать там капитально-восстановительный ремонт. С целью воздействия на председателя общины Эйхбаума и других членов «двадцатки», их поочередно неоднократно вызывали во властные структуры, в том числе к уполномоченному по делам религий, о чем свидетельствуют имеющиеся в приходском архиве документы. В 1948 г. уполномоченный Совета по делам религиозных культов при Совмине СССР по Днепропетровской области Гришко, пишет заключение, собственно которым и вносит в Облисполком области предложение «о передаче здания костела в ведение Днепропетровского горисполкома.. И, как следствие, 30 июля 1948 года, Облсовет Днепропетровской области решением №1837 передает здание храма в ведение Днепропетровского горисполкома. В письме же заместителя Министра по делам молодежи и религии г-на Пустовойтова от 07.07.1995 г. на имя Апостольского Нунция Архиеп. Антонио Франко, указано буквально следующее: «… така ситуація створилась тому, що після 1945 року протягом трьох років римо-католицька громада відмовлялась від укладення угоди про використання костьолу...» Вопиющей противоречивостью фактов, приведших к экспроприации храма, может служить заявление одного из членов общины (на фотокопии подписи нет, но можно думать, что это написано рукой Эйхбаума, фактического председателя общины), где буквально написано следующее:
«Считаю, что Римско-католическая община не в состоянии покрыть расходы по ремонту и содержанию костела, поэтому материальной ответственности взять на себя не могу».
30 июля 1948 года по указанию Днепропетровского горсовета за №1600 в здании храма разместилась городская публичная библиотека.
Менее чем через год - 12 февраля 1949 года Днепропетровский горсовет принял решение о передаче здания храма городскому комитету физкультуры для дальнейшего переоборудования его в спортивный зал.
В 1949-1950 годах здание храма по проекту архитектора В.Ф. Ковалевича подверглось реконструкции. Неоготический стиль, в котором первоначально был построен храм, практически «растворился» в типичном «сталинском неоклассицизме» с характерными для него колоннами и массивным портиком с нависающим над ним полукруглым балконом. Боковые башни, увенчанные в былые времена крестами, были снесены. От первоначального характерного вида римско-католического храма, с фасадной стороны не осталось почти ничего. Сначала здесь разместилась «Школа высшего спортивного мастерства», а с 1984 года – Зональное управление спортивных лотерей. После падения СССР, здание передавалось с баланса на баланс: от государственного фонда коммунального имущества, до Министерства по делам молодежи и спорта. Здесь размещались различные организации, предприятия, фирмы, заключавшие договоры аренды с владельцем здания.
Любопытны воспоминания нынешней прихожанки Янины Соломашенко-Пясецкой. Согласно ее воспоминаниям, к 1947 году прихода в Днепропетровске уже не было, а католики приезжали в действующую часовню, располагавшейся в г. Днепродзержинске, в частном домике, принадлежавшей, как ее называли прихожане, некоей «бабе Мане». Несколько раз в году в Днепродзержинск из Одессы приезжал священник-салезианец о. Фаддей Хоппе, окормлявший духовно католиков Днепропетровщины. Янина Соломашенко-Пясецкая вспоминает, что ее мать, Эмилия Пясецкая, регулярно ездившая в Днепродзержинск для исповеди и участия в службах, отправляемых о. Фаддеем была в 1955 году вызвана в органы МГБ, где ее продержали сутки, пытаясь склонить к сотрудничеству. После отказа заниматься осведомительством, сотрудники МГБ стали угрожать репрессиями по отношению к ее родственникам. Таким образом, данное свидетельство может быть еще одним доводом, что к 1947-му году католической общины в Днепропетровске уже не существовало. К сожалению, автору не удалось найти документированной даты, либо свидетельств очевидцев о снятии общины с государственной регистрации и времени, когда община фактически распалась.

V. Новейший период – период возрождения общины

Осенью 1991 года на столбах города неожиданно появились расклеенные объявления, начинающиеся словами «Зов на встречу католиков». В этих объявлениях потомкам днепропетровских католиков, тем, кто чувствует себя католиком, - встретиться. Встреча была назначена возле Центрального рынка. Тогда собрались около 10 человек. В числе этих людей были семья Рульковских, Приходько, Дидоры и некоторых других. По воспоминанию Владимира Рульковского, их встретил пожилой мужчина, который продемонстрировал им письмо к католикам Днепропетровска, подписанное Житомирским епископом Иоанном Пурвинским, где он призывал к возрождению прихода. Пришедшие договорились о следующей встрече уже возле здания костела. На ту следующую встречу уже приехал настоятель харьковского прихода священник о. Юрий Зиминский MIС. Им и была отслужена в Днепропетровске первая за послевоенное время св. Месса. Позднее о. Юрий Зиминский не раз приезжал в город и несколько раз служил св. Мессу для верных в квартире прихожан - семьи Михаила и Тамары Дидоры.
В ответ на письменную просьбу организовавшейся, но еще не зарегистрированной общины, направленную львовскому Митрополиту Е.В. Марьяну Яворскому, передавшему это письмо еп. Иоанну Пурвинскому, который написал послание днепропетровцам, приехал о. Мартин Янкевич, остановившийся в г. Днепродзержинске. Епископом ординарием Каменец-Подольским Иоанном Ольшанским MIC (+2003) он был направлен для духовной опеки днепропетровских и днепродзержинских католиков. В марте 1992 года община получила государственную регистрацию в Облгосадминистрации.

С первых дней регистрации для общины остро встал вопрос о месте проведения богослужений и катехизационных встреч. В то же время приход под руководством о. Мартина Янкевича начал переписку с властными структурами с просьбами о возвращении костела, расположенного в городе Днепропетровске по адресу проспект им. Маркса, 91. Для проведения богослужений приходилось арендовать различные помещения. Ими были (по хронологической очереди) Городской лекторий, ДК работников коммунхоза, Дом архитектора. В промежутках, когда по той, или иной причине не удавалось арендовать здание, не зависимо от времени года, католики собирались прямо на ступеньках костела, где на переносном алтаре, хранившемся в семье Рульковских, о. Мартин Янкевич служил св. Мессу, здесь же он совершал и таинства Крещения, Венчания. В 1993 году город посетил Его Преосвященство епископ Каменец-Подольский и совершил Таинство Миропомазания над группой верных. В 1995 году в приходе на протяжении 8 месяцев
Разрушающаяся задняя часть алтарной части. 2005г. работал в должности настоятеля священник о. Виктор Шевцов.
21 октября 1996 года согласно распоряжению Кабмина Украины №671-р здание храма передается в коммунальную собственность Днепропетровской области. А распоряжением заместителя председателя Днепропетровского областного совета от 26.01.1998 г. №12-р было продано ООО «Фин-Инвест» (г. Киев) согласно договору купли-продажи от 11.02.1998г. Указанная фирма позднее совершила перепродажу другой иностранной частной компании.
В связи с этой продажей, начался новый этап попыток общины возвратить себе здание храма. Учитывая весьма сомнительную легитимность этих продаж, община постоянно обращалась во все властные структуры. Несколько раз областная прокуратура инициировала в различных судебных инстанциях разбирательство о принадлежности здания и законности его продажи. Высший Арбитражный суд Украины признал продажу незаконной, но не сделал никаких практических выводов по возвращению костела общине. По словам бывшего начальника отдела по делам религии Облгосадминистрации Олега Забигайла - «руководство области само весьма заинтересовано в вопросе восстановления исторической справедливости – передаче здания римско-католического храма католической общине города». Но, тем не менее, вопрос разрешить не удается. Более того: на очередное письмо общины в Областную прокуратуру, 14 апреля 1999 года в письме под № 04-1157-98 сотрудник прокуратуры Волок отвечает, что «...Оскільки викладені вами доводи не містять фактів чи ознак порушень з боку посадових осіб облдержадміністрації, підстави для вжиття заходів прокурорського реагування відсутні». А 29.07.2002 года Днепропетровский Апелляционный хозяйственный суд письмом № 2-5/5-5/46 отказывает общине в предоставлении информации о рассмотрении дела о возвращении здания, не признавая за общиной право на получение информации . Многочисленные судебные заседания в деле, где истцом выступает мэрия города, а ответчиками – частные американские компании «Drugsberry Inc» (США) и «Willnorth Inc» (Панама), «Jager Service Ltd» (США) между которыми многократно перепродавалось здание - годами откладываются. Не раз к высшим государственным чиновникам апеллировали высокие иерархи Церкви – поочередно два Апостольских нунция – монс. Антонио Франко и монс. Никола Етерович. О проблеме днепропетровского римско-католического храма говорил с Президентом Украины Л. Кучмой покойный Папа Иоанн Павел II (+2005) во время своего визита на Украину. Задавали вопросы руководителям украинского государства видные зарубежные журналисты и политические деятели. В 2002 году, во время польско-украинского экономического форума, проходившего в Днепропетровске, в присутствии Президентов Украины и Польши, на брифинге для прессы, журналист польской газеты «Rzeczpospolita» задал вопрос о судьбе костела Президенту Кучме, который перенаправил вопрос тогдашнему губернатору Днепропетровской области Николаю Швецу. Однако ответа не последовало. Десятки статей были опубликованы в отечественной и зарубежной прессе, в радио- и телеэфир выходили передачи. В то же время при помощи международной организации «Kirche in Nod» община смогла приобрести небольшой дом в центре города. После некоторой перестройки, в которой активное участие приняли сотрудники работавшей в Днепропетровске фирмы «Eхbud» (г. Кельце, Польша) дом стал выполнять функции приходской часовни с юридическим адресом Римско-католической Церкви в Днепропетровске. После приезда в 1998 году для работы в приходе сестер Ордена Урсулинок Сердца Иисуса Умирающего, под духовным опекунством о. Мартина Янкевича в приходе начали действовать малые общины. Первой среди них появилась община «Назаретанских семей». Сестры вместе с мирянами организовали харитативную помощь для беспризорных детей города, которые получали прямо в доме санитарную помощь, а так же ежедневно получали горячее питание. В 1999 году, после выезда из Украины настоятеля прихода о. Мартина Янкевича, опеку над общиной по просьбе святой памяти Епископа Каменец-Подольского Иоанна Ольшанского принял на себя Орден Братьев Меньших Капуцинов. Первым настоятелем-капуцином в приходе был о. Павел Токаж, В сентябре 2004 года указом Епископа-Ординария Харьковско-Запорожского настоятелем прихода был назначен отец Казимир Гузик.
В приходе действует множество малых групп и общин, позволяющих прихожанам реализовывать свое духовное призвание. Стараниями настоятеля о. Казимира Гузика приходской дом, выполняющий две функции: монастыря Братьев Капуцинов и приходской церкви, перестраивается, что резко повышает его функциональность: построен большой катехетический зал, дополнительные помещения. Дом все больше внешне становится похож на церковь. На сегодняшний день можно говорить о примерно трех сотнях постоянных прихожан, присутствующих на службах каждое воскресенье и праздники.
С 1998 года в работающие в приходе сестры-урсулинки , работающие в приходе (на нынешний период 2005 г. это настоятельница с. Анна Шведа и с. Ульяна Дергачева) ведут катехизационные группы детей. Ежегодно подготовленные ими группы приступают к Первой исповеди и Первому Причастию. Сестры обслуживают парафиальную ризницу (сакристию), настоятельница с. Анна Шведа является модератором группы «Живого Розария» и общиной «Семей из Назарета». Выполняют харитативную работу среди пожилых и больных прихожан.

Hosted by uCoz